| "Гореть
самой, зажечь других!"
Умом своих воспитанников умен,
красотой их красив, здоровьем их
здоров,
удивительный человек, имя которому -
Учитель.
В. Сухомлинский.
С
чего начать? Как уложить в несколько строчек целую жизнь? Да, что там жизнь –
целую Вселенную под названием школа!
Листая словарь, нахожу, что
слово «кредо» в переводе с латинского означает «верю», «верую». А во что верю я?
Попробую поразмышлять.
Я верю в судьбу, потому что о
профессии учителя в нашей рабочей семье никто никогда не говорил. Тогда, в 90-е
были модными другие профессии, и я представляла себя модным адвокатом (ну, или
строгим и справедливым прокурором). Не пройдя по конкурсу на юридический
факультет, я поступила на заочное отделение исторического факультета Тверского
университета и через год начала работать в школе. Вот тут все и началось!
Оказалось, что школа – это болезнь, причем хроническая. Остановиться не
возможно. Голова думает 24 часа в сутки (хотя и их не хватает!). Идей много,
времени мало. Хочется все и сразу! Пустота в школьных коридорах во время
каникул кажется дикостью. Добрые люди предлагают уйти на другую (спокойную)
работу. Ни за что!
Я верю, что моя профессия самая
нужная, а педагог – самый уважаемый человек в обществе. В это нельзя не верить,
иначе бессмысленной станет все, что нас окружает.
Я верю в то, что научить можно,
только заинтересовав ученика своим предметом. А для этого надо гореть, надо
излучать свет изнутри, надо заходить в класс с улыбкой на лице, а рассказывать
так, что бы был виден блеск в глазах. Много лет назад моя ученица написала:
«Когда Елена Юрьевна входит в класс, ее лицо озаряет улыбка и всем становится
теплее и радостнее. Когда она
рассказывает на уроке, я с легкостью себе это представляю, как -будто все
происходило на моих глазах…»
Я верю в своих учеников, а они
помогают мне поверить в себя (иногда бывает, закрадывается сомнение в душу, но
стоит зайти в класс и радостные приветствия заглушают глупые мысли).
Я абсолютно уверена в том, что
не знание формул или дат (наверно, странно звучит от историка) делает
выпускника неприспособленным к жизни. Таковым его делает отсутствие определенных
личностных качеств. Поэтому мой Выпускник
уверен в себе, умеет действовать в постоянно меняющихся ситуациях жизни,
умеет адекватно оценивать свои силы, умеет принимать решения, умеет брать на
себя ответственность за свои поступки, умеет быть терпимым к другим людям.
Научить этому – главная задача гуманитарных предметов.
Я убеждена, что педагог – это
не просто профессия, а образ жизни, потому, что нельзя выйти из класса и надеть
маску безразличия и отстранения. Надо гореть не только на уроке, но и в общении
с родителями и коллегами, гореть за свое дело, за свою школу, за свою семью и
родину. Гореть для меня значит жить по принципу «Если не я, то кто!». Меня
часто спрашивают: «Как ты все успеваешь?». А я по-другому не могу!
Надо просто верить в то, что учитель - та
"свеча", которая горит ярким и чистым пламенем, согревающим
своим теплом ребятишек, а порой и их родителей, свеча, которая укажет
правильный путь, и, снабдив багажом знаний, даст уверенность в своих силах. И главное,
чтобы эта "свеча" горела всегда правильно: не обжигала, не
коптила, не трещала и не разбрызгивала искры.
Только увлеченный учитель в состоянии повести за
собой детей в интересную страну открытий. Поверьте в это!
P.S.: А
свеча никогда не сгорит, потому что ее тепло и свет останется в тех, с кем она
поделилась своим богатством.
| |